Понедельник, 29.04.2024, 03:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Цифровые товары
Категории раздела
Найти нужное
  Ключи и пин-коды
Xbox LIVE (Microsoft Points), Steam Wallet, Steam: случайные, Предоплаченные карты, Fortnite, Nintendo, Playstation Network, Call Of Duty: Modern Warfare, Ведьмак, FIFA, Grand Theft Auto (GTA), World of Warcraft, ...
  Электронные книги
В помощь студенту, Математика, Музыка, ноты, тексты песен, Физика, Контрольные работы, Чертежи, Рукоделие, Курсовые работы, Интернет и локальные сети, Фэнтези, Фантастика, Аттестация работников, ...
  Цифровые товары
AliExpress, Discord, Аккаунты Steam, Разное, iTunes & App Store, Яндекс Плюс, Spotify, Аккаунты Prime Gaming, Netflix, Аккаунты Xbox, Tinder, Игровые аккаунты, ...
  Программное обеспечение
VPN, Приватные читы, Антивирусы, Office, Принтеры, Windows, Графические редакторы, Mногофункциональные утилиты, Защита ПК, ОС и сетей, Разблокировка телефонов, Карточные, Программы для сотовых телефонов, ...
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
Поиск по сайту
АРХИВ НА ВСЕ ТЕМЫ
ПОИСК ПО КЛИПАРТАМ
Цифровые товары
Главная » Статьи » Статьи о дизайне

Воздействие, психология и символика цвета


Статья о физиологическом воздействии цвета на организм и символическое значение цветовых сочетаниях в разных странах и культурах. Текст из журнала "Реклама", 6/1988. 

КАКОГО ЦВЕТА РАДОСТЬ?

Авторы
Л. Царева, В. Згурский, Ю. Крупнова, факультет психологии МГУ.


То,что цвет является одним из важнейших элементов любой рекламной кампании, можно не доказывать. Его используют и в качестве фона, и в фирменном стиле, и в оформлении упаковок, и в дизайне, и в визуальной информации (витрины, плакаты, вывески, листовки и т. д.). 
В настоящее время наука признает, что отдельный цвет способен производить на человеческий организм определенное, свойственное лишь ему, физиологическое и психологическое воздействие. Поэты и писатели, специалисты рекламы и художники подчеркивают то или иное воздействие цвета и его символику. Врачи и физиологи, например, утверждают, что зеленый цвет влияет на нервную систему. Это болеутоляющий, гипнотизирующий цвет. Эффективен при нервной раздражительности, бессонице и усталости, понижает кровяное давление, поднимает тонус, создает ощущение тепла, расширяет капилляры. Облегчает невралгии и мигрени, связанные с повышенным кровяным давлением. 
Голубой цвет — антисептический. Он уменьшает нагноение, может быть эффективен при некоторых ревматических болях, при воспалениях и даже при лечении рака. Однако при слишком долгом облучении голубым цветом возникает некоторая осталось или угнетенность. 
Оранжевый — стимулирует чувства и слегка ускоряет пульсацию крови. Не влияет на кровяное давление, создает чувство благополучия и веселья. 
Желтый — стимулирует мозг. Может быть эффективным в случае умственной недостаточности. Долгое облучение препятствует колебаниям в течение болезни. 
Красный цвет — теплый и раздражающий. Он стимулирует мозг, эффективен при меланхолии. 
Фиолетовый — действует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани. 
В каждой стране в известный исторический период складывалась своя символика, но даже в этих рамках она не была единой. Но есть и общие законы эмоционального воздействия цвета, в соответствии с которыми ученые определили наиболее благоприятные сочетания. Известный психолог Вундт составил таблицу гармонирующих цветов. В первом столбце этой таблицы названы исходные цвета, в последующих — цвета, нравящиеся в сочетании с исходными, далее — менее приятные и, наконец, неприятные.  

Комбинация нравится сомнительна не нравится
красного с

темно-синим,

зелёным

желтым

фиолетовым,

пурпурным

оранжевого с

небесно-голубым,

зелёным,

фиолетовым

красным

жёлтым,

сине-зелёным

желтого с

пурпурным,

синим

красным,

фиолетовым

сине-зелёным,

зелёным

зеленого с

красным,

фиолетовым

пурпурным,

жёлтым

синим,

оранжевым

фиолетового с

зеленым,

оранжевым

жёлтым

красным,

пурпурным,

синим


Разумеется, эти сочетания цветов несут в себе и дань времени и зафиксированы тогдашней модой. Жители города и деревни во многом по-разному оценивают цвета. 
О воздействии цвета можно судить по следующему эксперименту. Домохозяйкам дали мыльный порошок в разных упаковках: желтых, синих и желтых с синими мазками. Домашние хозяйки, которые пользовались порошком из желтых пачек, заявили, что порошок слишком сильный, он даже, якобы, портит белье. Домохозяйки, пользовавшиеся порошком в синих коробках, заявили, что белье остается грязным, порошок слишком слабый. Порошок в желтых коробках с синими мазками получил прекрасную оценку. 
Особую роль играет цвет на коробках сигарет. Опрос показал, что красный цвет на пачке воспринимается как свидетельство того,что сигареты крепкие, голубой и белый — легкие, зеленый-сигареты с ментолом, золотистый говорит о высоком качестве сигарет, его обилие может означать высокую цену. Оказывается, что черные буквы на желтом фоне и зеленые, красные, синие буквы на белом воспринимаются лучше, чем хваленые "черные по белому", 
Известно, что объявление в газете, которое напечатано вторым цветом, читают на 22 процента больше людей, чем напечатанное только черно-белым шрифтом. При использовании трех цветов это число возрастает до 68 процентов. 

При организации рекламных мероприятий среди субъективных характеристик цвета активную роль играют национально-этнические особенности психологического восприятия. Поэтому внешнеэкономическая реклама требует особой осторожности в использовании цвета. Специфика национально-этнической символики цвета вынудила английских предпринимателей создать специальный комитет по изучению воздействия цвета и его предпочтительности в других странах. Комитет выпустил свои рекомендации. Например, предпочтительным цветом для Австрии был назван зеленый для Голландии — оранжевый и голубой, для Египта — голубой и зеленый, а для Ирака — светло-красный, серый и синий цвета. В Финляндии, например, нет предпочтительных цветов, даже цветовая гамма политических партий имеет малое значение в торговле. Голубой цвет для мальчиков, розовый для девочек используется во многих странах, но в Бельгии эта традиция ревностно соблюдается. У французов очень сильно предубеждение против серо-зеленых материалов (возможно, это ассоциации с германской униформой), а в Германии предубеждение против коричневых, черных и темно-голубых рубах и красных галстуков. Вообще, в Германии яркие цвета предпочтительнее на юге. В Ирландской республике самый популярный — зеленый цвет. К красному, белому, голубому и оранжевому, которые выступают как цвета Ольстера и протестантской церкви, относятся с большим предубеждением. 
В Норвегии любят яркие цвета: красный, голубой и зеленый. В течение долгой зимы особенно приятен зеленый. В Португалии нет ярко выраженных предпочтений цветам.Необходимо только учитывать, что красный и зеленый — цвета национального флага, а белый и голубой были символом монархии. Швеция, не имея предпочтительных цветов, неблагоприятно относится к использованию своих национальных цветов — голубого и желтого в коммерческих целях. В Швейцарии не любят смешанных цветов, очень редко используют черный в одежде. Популярны комбинации красного и белого — цветов национального флага. 
В рекламе США цвет используется в связи с определенным видом товара. Например, пастельно-голубой и розовый традиционно связываются с косметикой. Пищевые упаковки всегда имеют яркие цвета, это связано с их продажей в магазинах самообслуживания. Нет предпочтений к отдельным цветам и в Канаде. В Латинской Америке популярны яркие, сочные цвета. В Бразилии фиолетовый — цвет печали, желтый — отчаяния. Их сочетание символизирует болезнь. Темно-коричневый, по утверждению бразильцев, приносит большие неудачи. В Эквадоре предпочитают темные тона в одежде в высокогорных холодных районах, а светлые в тропиках. В Мексике во всех видах рекламы рекомендуется использовать национальные цвета: красный, белый и зеленый. Парагвай предпочитает яркие цвета, но цветовая гамма политических партий мешает действенности рекламы. Фиолетовый цвет в Перу играет большую роль в религиозной символике и поэтому рекомендуется избегать его использования в повседневной жизни. 
Мусульмане придают особое значение зеленому, а среди малообразованного населения репутацией хранителя от дурного глаза пользуется голубой цвет. В Ираке,наряду с традиционным зеленым, религиозно-мистический характер имеет темно-голубой цвет. В рекламе следует избегать цвета национального флага — оливково-зеленого. Национальные цвета Израиля-белый и небесно-голубой, они очень популярны, но использовать их в рекламе не рекомендуется. Евреи среднего возраста отрицательно относятся к желтому цвету, символизирующему гонение. Новые эмигранты из стран Среднего Востока предпочитают более веселые цвета, чем эмигранты из Европы. 
В Сирии мусульмане избегают желтого цвета — символа смерти. Наиболее популярны: индигово-голубой, красный, зеленый. 
На Востоке религиозные и расовые ассоциации более значимы, чем на Западе. Существует некоторое предубеждение против использования желтого цвета,поскольку это цвет мантий браминов. В Китае цветовые ассоциации сильнее, чем где-либо в мире, это, возможно, связано с особенностями языка. Красный цвет считается традиционным цветом праздника, он очень популярен, считается знаком удачи, счастья, достоинства, благородства, сана, он непосредственно связан с браком. Наиболее популярен после красного желтый — цвет империи, посвящается большинству праздников и тайным обрядам. Зеленый — для юношества, а также символ роскошной жизни. Белый — траурный, предупреждает об опасности, голубой и черный используются как траурный родственниками. Сочетание этих цветов, а также фиолетовый — не популярны. 
Индия — страна с особыми цветовыми законами. Красный означает жизнь, действие, энтузиазм. Голубой — это правдивость. Желтый — цвет солнца, великолепие, сияние. Зеленый — мир, надежда. Фиолетовый связан с печалью или утешением. 
В некоторых странах Индокитая каждый день недели связывается с определенным цветом. Так, понедельнику соответствует желтый цвет, вторнику — розовый, среде — зеленый, четвергу — оранжевый, пятнице — голубой, субботе — розовато-лиловый, воскресенью — красный. Этих цветов придерживаются в одежде, украшениях, торговле.

 

Категория: Статьи о дизайне | Добавил: vellas (28.04.2017)
Просмотров: 420 | Рейтинг: 0.0/0