Термин "дизайн" (в переводе о английского — "проект, чертеж, рисунок") в настоящее время принят для обозначения одного из видов проектной деятельности, цель которой - формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.
Дизайн возник в начале ХХ в. Первыми дизайнерами были талантливые инженеры. По сути своей деятельности инженер стоит ближе к дизайнеру, чем художник. Это связано с тем, что инженер, владея методом проектирования, создает мир материальной культуры, а художник только отражает этот мир.
В процессе проектирования инженеру так или иначе приходится решать эстетические проблемы, поэтому его образование должно включать некоторый запас знаний из области дизайна.
Обучение методам дизайна - трудоемкий и длительный процесс, способствующий воспитанию у обучающихся особого чувственно-образного способа познания.
Инженерное художественное конструирование в дизайне - это метод формообразования, под которым понимается сознательная комплексная разработка формы изделия с целью рационализации ее в функциональном отношении, повышении удобства в эксплуатации и создании эстетических свойств.
Теоретическая основа дизайна - техническая эстетика, изучающая социально-культурные, технические и эстетические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой для жизни и деятельности человека, средствами промышленного производства.
Дизайн призван решать задачи, направленные главным образом на совершенствование взаимодействий между промышленным изделием и человеком, между предметной средой и людьми, между миром материальной культуры в целом и обществом.
Важным понятием в дизайне является образность, рассматриваемая как гармоническое единство эстетических свойств формы и технических свойств содержания промышленного изделия.
Содержание изделия - это основа, главная его сторона, определяющая качественную особенность предмета и проявляющаяся в его строении и во всех основных элементах.
Форма есть способ существования содержания, организация, структура содержания, делающая возможным его существование.
Такой подход легко позволяет понять, что характер внешней формы в дизайне (в отличие от искусства) зависит не от произвольных решений проектировщика, а от самых глубинных факторов (существа) создания изделия: характер формы закладывает само назначение (функция) проектируемого изделия, способ его функционирования. Этот характер конкретизируется намечаемыми техническими параметрами, разработкой принципиальной схемы, компоновкой узлов, выбором материала и технологии изготовления.
Форма предопределяется и принципами работы с объектом, способом управления и обслуживания. Важнейшее значение имеют также эстетические принципы создания формы - от учета закономерностей композиции до выявления стилевой характеристики.
(По материалам методического пособия КПИ, Киев, 1985 г., составители А. С. Павлоцкий, А. С. Хмеленко)
|